Научно-практическая конференция в НИФИ

29 октября 2013 года в Научно-исследовательском финансовом институте (НИФИ) Минфина России прошла Научно-практическая конференция на тему «Российский и зарубежный опыт стимулирования частных инвестиций: инвентаризация налоговых льгот и прочих мер поддержки».

В конференции приняли участие 58 человек, в том числе представители регионов.
Информационными партнерами выступили «Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал» и  Издательский дом «Финансы и кредит».

В адрес участников поступило приветственное письмо от заместителя министра регионального развития Российской Федерации Крук Михаила Давидовича.

kruk letter

В обсуждении проблем стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности через налоговые льготы и преференции приняли участие и выступили с докладами специалисты-практики реального сектора экономики и регионального бизнеса, российские ученые, представители финансовых вузов и экспертного сообщества.

Открыл конференцию с приветственным словом директор НИФИ Владимир Станиславович Назаров,  к.э.н.

Выступили:
Рыкова Инна Николаевна  – д.э.н., академик РАЕН, руководитель Центра отраслевой экономики НИФИ по теме: «Анализ применения методологии оценки эффективности налоговых льгот в рамках реализации государственных программ: систематизация инвестиционных проектов и мер поддержки» (презентация)
Бортник Иван Михайлович – исполнительный директор Ассоциации инновационных регионов России, Председатель Наблюдательного Совета Фонда содействию развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
В процессе своего выступления, Бортник И.М. пожелал Минфину России совместно с научным потенциалом НИФИ создать финансовый механизм стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности, и обсуждать его при необходимости с экспертным сообществом.
Кузьмина Надежда Александровна - советник сводно-аналитического отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики  Минфина России, которые ответила на многочисленные вопросы участников Конференции.
Пинская Миляуша Рашитовна, д.э.н., доцент, директор Института налоговой политики и налогового администрирования, ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» по теме: «Зарубежный опыт стимулирования инвестиционной активности: налоговые инструменты»
Клемезь Татьяна Николаевна,  главный бухгалтер ОАО «Комбинат КМАруда», г. Губкин Белгородская область по теме: «Практические вопросы: эффективность инвестиционного налогового кредита, как меры инвестиционной активности и применение «энергоэффективных» льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество»
Сердюкова Наталья Александровна, д.э.н., доцент, профессор кафедры финансов и цен, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова по теме: «Налоговые льготы как оптимальный механизм оперативного налогового регулирования»
Черняева Ирина Васильевна, д.э.н, доцент, профессор ГБОУ ВПО Московская государственная академия делового администрирования по теме: «Проблемы воспроизводства капитала – главная причина низкой инвестиционной активности в России»
Кабир Людмила Сергеевна – д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Центра отраслевой экономики НИФИ по теме «Инвентаризация налоговых льгот, направленных на  поддержку инвестиций и разработка рекомендаций повышения эффективности налогового стимулирования экономического роста на основе предоставления налоговых льгот»
Активное участие в дискуссии приняли:
Архипцева Людмила Михайловна, к.э.н., профессор, ФГОБУ ВПО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, кафедра «Налоги и налогообложение»
Грундел Лариса Петровна, к.э.н., заместитель заведующего кафедрой «Налоговое консультирование», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Журавлева Оксана Олеговна, к.ю.н., ведущий научный сотрудник отдела финансового, налогового и бюджетного законодательства, ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации»

По результатам Научно-практической Конференции приняты 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Участники Научно-практической конференции отмечают актуальность проводимого исследования в части анализа применения методологии расчета и количественной оценки объема налоговых льгот и иных преференций, предоставляемых при реализации инвестиционных проектов, в том числе в разрезе государственных программ России, реализуемых на современном этапе. Способность налоговых льгот быть стимулятором экономических процессов объясняется тем, что они выполняют роль дополнительных инвестиций государства в приоритетные направления развития экономики, создавая равные экономические условия для различных по экономическому положению и потенциалу хозяйствующих субъектов. Предоставление налоговых льгот при реализации инвестиционных проектов является оправданной мерой поддержки со стороны государства. Однако при этом необходимо отметить, что инвестиционные проекты не однородны по составу затрат и организационно-правовым условиям их реализации. Имеющая место неравнозначность налоговых льгот для различных категорий проектов ставит задачи по выработке принципиальных подходов к установлению и регулированию налоговых льгот на основе экономической оправданности их предоставления.

Анализ методологии оценки налоговых льгот на федеральном и региональном уровне показал отсутствие единого методического инструментария, направленного на количественное измерение воздействия налоговой льготы на объект воздействия, в т.ч. по приоритетным секторам экономики России, направленного на выявление зависимостей и устойчивых связей с инвестиционной активностью реального сектора экономики на основе стимулирующей функции налоговых льгот и преференций. Участники Научно-практической конференции считают, что бюджетно-налоговая политика стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности в Российской Федерации требует дальнейшего совершенствования, в т.ч. по следующим направлениям:

  1. Совершенствование налогового администрирования и статистической налоговой отчетности с учетом единого подхода по предоставлению информации о налоговых поступлениях в бюджеты,  налоговой базе, структуре налогов, налоговых льготах и преференциях.
  2. Разработка методологии оценки эффективности налоговых льгот на федеральном уровне, основанная на формировании научно-обоснованной методики оценки инновационной и инвестиционной деятельности по приоритетным секторам экономики. Требуется исследование по определению инновационного и инвестиционного характера налоговых льгот, объекта воздействия, создание единого реестра инвестиционных и инновационных проектов и измерения прямых и косвенных мер государственной поддержки стимулирования.
  3. Проведение комплексного исследования в 2014 году, направленного на повышение эффективности бюджетных инвестиций, включающего разработку методологического инструментария анализа, оценки и финансирования инновационной и инвестиционной деятельности организаций с учетом мирового опыта, направленных на повышение темпов роста российской экономики. Данное предложение основано на Плане мероприятий, утвержденном Правительством Российской Федерации от 30.07.2013 г., в т.ч. по вопросам, входящих в компетенцию Минфина России: продление льгот по уплате страховых взносов для малых предприятий, осуществляющих деятельности в производственной и социальной сферах (срок проекта ФЗ – сентябрь 2013 г); определение перечня системообразующих проектов, стимулирующих ускорение экономического роста и повышение его качества, с учетом источник их финансирования (срок – декабрь 2013 г.).
  4. Разработка руководства, включающего на основании углубленного анализа, оценки, объемов финансирования и направлений бюджетного стимулирования инновационных проектов: формирование системы показателей, характеризующих состояние и развитие инновационного предпринимательства на региональном уровне, системы показателей для  оценки инновационного климата,  результативности инновационной деятельности.  Данное руководство позволит повысить эффективность бюджетной политики в части стимулирования инновационной деятельности за счет определения приоритетных направлений поддержки крупного и среднего бизнеса, реализующих программы инновационного развития, малого предпринимательства в научно-технической сфере, уточнения механизмов взаимодействия с региональными инновационными институтами, формирования межрегиональной сети взаимодействия инновационных компаний и промышленных предприятий.

Участники Научно-практической конференции считают, что выбранный на сегодняшний день государством курс на применение стимулирующей инвестиционной и инновационной налоговой политики является существенным фактором формирования инвестиционной привлекательности России, как для российских, так и зарубежных партнеров, а значит, и в дальнейшем будет способствовать интенсивному развитию.  При этом неотъемлемым элементом данного процесса является постоянное совершенствование системы предоставления налоговых льгот и преференций инвестиционным и инновационно-активным предприятиям на основе оценки их экономической востребованности.

Участники научно-практической конференции рекомендуют:

  1. Консолидировать усилия по совершенствованию методологии оценки налоговых льгот в рамках стимулирования инновационной  и инвестиционной деятельности. Просить  Министерство финансов Российской Федерации поддержать продолжение научно-исследовательских работ в области формирования бюджетной политики по отраслям экономики, а также рассмотреть возможность создания Экспертной группы по выработке бюджетной политики, направленной на стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности на постоянной основе.
  2. Рекомендовать органам федеральной и региональной власти при разработке методического инструментария оценки эффективности налоговых льгот использовать результаты системного анализа   приоритетных секторов отраслевой экономики в разрезе государственных программ, проводимых Научно-исследовательским финансовым институтом Минфина России.
  3. Рекомендовать органам статистического наблюдения и Федеральной налоговой службы Российской Федерации для оценки эффективности использования налоговых льгот рассмотреть мероприятия по раскрытию статистической информации и налоговой аналитики в разрезе развития отраслей экономики, указанных в государственных программамх, направленных на повышение прозрачности и открытости бюджетных инвестиций.
  4. Поддержать  методологию оценки налоговых льгот, полученные результаты научного исследования по вопросам российского и зарубежного опыта стимулирования инвестиций и инноваций, подготовленные Центром  отраслевой экономики НИФИ.
  5. Предложить организацию постоянно-действующего научного семинара Центра отраслевой экономики НИФИ по вопросам совершенствования и выбора приоритетов бюджетной политики в инновационной и инвестиционной деятельности отраслевой экономики на федеральном и региональном уровне.

Приложения: Паспорт конференции.