Что стало причиной обвала цен на основной товар российского экспорта?

Одним из ключевых событий прошлого года стало падение цен на нефть. Если в 2014 году среднегодовая цена барреля Urals составляла $97,6, то в 2015-м – лишь $51,2. В первый же месяц 2016 года нефтяные котировки опустились ниже психологически значимого уровня $30 за баррель. Что стало причиной обвала цен на основной товар российского экспорта?

В январе впервые с июня 2004 г. стоимость нефти марки Urals опустилась ниже 30 долл./барр. Одной из причин падения стало увеличение предложения сланцевой нефти со стороны США, произошедшее вследствие развития технологий добычи. Высокие цены на нефть в прошлом позволили увеличивать затраты на разработку новых месторождений.
Негативное давление на нефтяной рынок также оказало замедление темпов потребления нефти в Китае, который являлся одним из драйверов роста нефтяных котировок. Еще одним фактором снижения нефтяных котировок стало снятие с Ирана ограничений на торгово-экономическое сотрудничество с развитыми странами, результатом чего может стать выход на мировой рынок иранской нефти.
Снижение цен на нефть привело к понижению стоимости автомобильного топлива в ряде стран. Так, в США фьючерсные контракты на поставку бензина опустились до минимального с 2009 года уровня. В результате цена за галлон бензина опустилась ниже 1 доллара (0,26 долл./литр). На европейском же рынке цены опустились до пятилетнего минимума: сейчас средняя стоимость бензина составляет 1,1-1,4 евро/литр.
В то же время в странах-экспортерах нефти отмечается повышение стоимости автомобильного бензина. Происходит этом в том числе и потому, что правительства нефтедобывающих государств стараются компенсировать выпадающие доходы от экспорта нефти на мировой рынок за счет увеличения налоговой нагрузки на нефтяные компании. Так, в Катаре цены на бензин увеличились на 30%. Повышение стоимости бензина также отмечается в Азербайджане и Казахстане.
В России за 2015 г. цены на бензин, по данным Росстата, выросли на 4,8%, на дизтопливо — на 3,4%. Таким образом, темпы роста цен на бензин в 2015 г. были заметно ниже инфляции, достигшей 12,9%. Правда, в 2016 г. темпы роста цен на бензин могут ускориться. Одной из причин может стать повышение акциза, который с 2016 г. составил 7 530,00 руб./т (+36,2%) для бензина класса 5 и 4 150,00 руб./т (+20,3%) – для дизеля классов 3-5. В результате только за счет акциза в розничном сегменте рост цен на бензин составит не менее 1,52 руб./л (+4,1-4,5%), на дизельное топливо - 0,59 руб./л (+1,7%).
Несмотря на это, темпы роста цен на топливо в 2016 г. могут вновь оказаться ниже уровня инфляции, что создает условия для дальнейшего повышения акцизных ставок в текущем году с целью получения дополнительного дохода в бюджет. По оценкам Минэкономразвития, ожидается увеличение инфляции в 2016 г. в пределах 8,8%-9%.
Между тем увеличение объема акцизных сборов может происходить по естественным причинам – за счет роста объема производства топлива. По данным Росстата, производство бензина в 2015 г. повысилось на 0,9 млн т, до 39,2 млн т. При этом объем экспортных поставок бензина в 2015 г., по данным ФТС, составил 4,7 млн т (+0,5 млн т), соответственно поставки подакцизного бензина на внутренний рынок в 2015 г. увеличились на 0,4 млн т.
Противоположная ситуация отмечается в сегменте дизельного топлива. Так, по данным Росстата, в 2015 г объем производства дизельного топлива сократился на 1,4 млн тонн, до 75,9 млн т. При этом, по данным ФТС, экспортные поставки дизельного топлива за тот же период увеличились на 3,6 млн т, до 51,02 млн т. Соответственно отгрузка подакцизного товара на внутренний рынок сократилась до 24,9 млн. тонн, что на 5 млн тонн меньше относительно 2014 г.

Андрей Гордеев - младший научный сотрудник Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института (НИФИ)