Возымеет ли эффект бюджетный секвестр?

В первую рабочую неделю января Минфин России предложил федеральным министерствам и ведомствам сократить десятую часть собственных расходов. Если они не сделают этого добровольно, их расходы будут урезаны в принудительном порядке. Что заставило Минфин пойти на эту меру? Приведет ли секвестирование бюджета к стабилизации государственных финансов?

Ключевой причиной, заставившей Министерство финансов Российской Федерации пойти на секвестирование федеральной казны стало падение цен на нефть марки Urals, в середине января опустившихся ниже отметки в $30 за баррель. Бюджет-2016, одобренный в декабре нижней палатой парламента, был сверстан исходя из цены в $50 за баррель. Согласно оценке Минфина России, если среднегодовая цена Urals составит $40 за баррель, федеральная казна потеряет 1,6 из 13,7 трлн руб. доходов, т.е. 11,7% поступлений. Секвестр и призван адаптировать расходные обязательства государственной казны к изменившимся макроэкономическим условиям.
Однако при переходе к программному формату бюджета использование этого бюджетного инструмента становится проблематичным. Дело в том, что государственные программы Российской Федерации имеют межведомственный, многоотраслевой характер. Их планирование и исполнение требует координации действий и учета интересов всех исполнителей и участников. Предлагаемый формат секвестра в рамках отдельных министерств и ведомств не учитывает реальных возможностей каждого участника программы безболезненно «резать» собственные расходы, не создавая при этом высокие риски неэффективного выполнения государственных программ в целом.
В современных условиях финансовую стабилизацию целесообразно осуществлять на основе поиска наиболее эффективных способов решения поставленных в государственных программах задач и/или корректировки национальных приоритетов, внесения изменений в цели и ожидаемые результаты этих программ. Внесение изменений в ведомственную структуру бюджета при этом должно носить вторичный, технический характер.
Существенный фискальный эффект также может дать приватизация и постепенное повышение пенсионного возраста. Потенциал же секвестра, по всей видимости, уже исчерпан.

О.В. Богачева - руководитель Центра бюджетной политики ФГБУ "Научно-исследовательский финансовый институт" (НИФИ)