Целесообразно ли восстановление налоговой инвестиционной льготы?

По итогам Петербургского экономического форума президент Владимир Путин поручил правительству к 1 октября проработать вопрос о налоговой льготе промышленным предприятиям – на сумму капитальных вложений в модернизацию. С 2016 года право давать льготу могут получить регионы, затем она может и стать федеральной – президентом поручено в случае необходимости подготовить поправки в Налоговый кодекс.
Почему налоговая инвестиционная льгота, существовавшая в 1990-е годы, была отменена в 2002 году? Приведет ли ее восстановление к фискальным потерям для региональных бюджетов? И если да, то за счет каких ресурсов придется их восполнять? Простимулируют ли эти налоговые льготы расширение деловой активности?

 
Участие страны в международных организациях подразумевает принятие обязательств, влекущих за собой корректировку национального законодательства. Приведение российским Правительством законодательных норм в сфере инвестиций в соответствие с требованиями Генерального соглашения ВТО о торговле товарами и услугами потребовало на рубеже ХХ-ХХI вв. подразумевало в том числе и изменение норм, регулирующих налогообложение инвестиций.
С принятием части 1 (1998 г.) и части 2 (2000 г.) Налогового кодекса система инвестиционных налоговых льгот претерпела преобразования: были отменены или существенно изменены механизмы некоторых из действовавших ранее льгот, введены новые. В итоге сформировалась система налоговых льгот, стимулирующая инвестиции в основной капитал предприятий и имеющая следующие особенности:
1) Широкий характер льгот: они применяются в отношении прочих текущих затрат, капитальных затрат, затрат на заработную плату работников (система льгот позволяет уменьшать размер налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, государственной пошлины, налога на добычу полезных ископаемых, налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на землю, а также размер тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования);
2) Разнородный характер льгот: существующая система льгот ориентирована на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса в форме специальных налоговых режимов, при этом отсутствуют какие-либо специальные режимы налогообложения для инновационно-активных предприятий, хотя на практике применяются механизмы налогового стимулирования научно-технического развития (льготы на НИиОКР).
В то же время эффект налоговой экономии для организаций не является однозначным фактом; величина льготы текущего периода не зависит напрямую от величины инвестиционных затрат и не всегда имеет прямую связь с инвестициями в основной капитал и модернизацию производства; «размазанность» льгот по всей системе налогов не позволяет сконцентрировать поддержку государства на отдельных (приоритетных) направлениях; к тому же создаются сложности в их администрировании (большое количество субъектов и объектов контроля).
Построение эффективной налоговой системы, обеспечивающей её стабильность и поддерживающей сбалансированность бюджетной системы, является государственным приоритетом. В этом контексте повышение бюджетной устойчивости и налоговой автономии региональных и местных властей признано актуальной задачей, чья значимость обусловлена проблемой выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в связи с предоставленными федеральным законодательством налоговыми льготами и изъятиями. Поэтому особым для обсуждения сегодня является вопрос о целесообразности и эффективности предоставления налоговых льгот и налоговых стимулирующих механизмов, влекущих за собой снижение доходов региональных и местных бюджетов. Президентом России перед Правительством поставлена задача разработать механизм компенсации бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам выпадающих доходов в связи с льготами по региональным и местным налогам, установленным федеральным законодательством.
В дополнение к этому, сегодня в России разрабатывается и внедряется новый блок мер в области налоговой политики, направленных на стимулирование инвестиций и модернизацию производства. Так, в целях обеспечения динамичного развития страны в конце 2014 г. были разработаны меры, направленные на создание особых условий ведения предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. В 2015 г. принято решение о расширении действия этих мер на Республику Хакасия и Красноярский край, к введению на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь. Этими мерами устанавливаются 5-летние каникулы по налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых (за исключением нефти и газа), земельному налогу, налогу на имущество организаций, для новых предприятий, размещаемых на территориях опережающего развития.
Решения о предоставлении налоговых каникул по региональным и местным налогам для указанных территорий будут принимать органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. По аналогии предполагается предоставить прочим субъектам Российской Федерации право устанавливать льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств на своей территории. Механизм предоставления льгот предполагает, что ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, будет установлена в размере 0% на этот период. Также возможно предоставление субъекту Российской Федерации права на уменьшение суммы обязательств по налогу на прибыль организаций, уплачиваемому в рамках реализации нового инвестиционного проекта, на сумму капитальных затрат, связанных с его реализацией, в части, поступающей в бюджет этого субъекта Российской Федерации.
Прорабатывается внедрение механизма возвратного налогового финансирования (TIF) (tax increment financing) при реализации новых инвестиционных проектов, предусматривающего возврат из бюджета в виде субсидий на строительство инфраструктуры поступивших налоговых доходов с новой налоговой базы, возникшей в результате реализации нового проекта.
Поскольку еще одним инструментом, направленным на стимулирование инвестиций в основной капитал и модернизацию производства, заявлено повышение уровня налогообложения отдельных категорий основных фондов (оборудования), в том числе с истекшим сроком амортизации, то заявленное Президентом льготирование сумм капитальных вложений в модернизацию представляется вполне логичным, а повышенные сборы с устаревшего оборудования возможно и станут тем самым источником финансирования выпадающих доходов бюджетов по заявленной новой инвестиционной льготе в случае отсутствия иных.

Достижимы или нет цели, ради которых заявлены налоговые льготы, является отдельным вопросом для обсуждения. Здесь же заметим, что успешность мер по стимулированию инвестиций обуславливается соответствующими мерами макроэкономической политики, а это означает, что взвешенная экономическая политика и продуманные структурные реформы, направленные на смягчение потенциальных неблагоприятных последствий изменения национального режима инвестиционной деятельности в связи с переходом российской экономики к рыночной модели хозяйствования и интеграцией в глобальную финансово-экономическую систему, являются наилучшей гарантией против частого пересмотра ключевых элементов действующего режима поддержки инвестиций под воздействием изменяющейся геополитической ситуации или кризиса.

Людмила Сергеевна Кабир – доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра бюджетной политики в отраслях экономики НИФИ Минфина России