Старший сотрудник Центра межбюджетных отношений НИФИ Наталия Голованова приняла участие в дискуссии на тему межбюджетных отношений в рамках Гайдаровского форума

Взаимодействие федерального бюджета с бюджетами других уровней и поиск новых инструментов и подходов к финансовой политике обсудили спикеры Гайдаровского форума – 2017 «Россия и мир: выбор приоритетов» во время экспертной дискуссии «Межбюджетные отношения и разграничение полномочий: вызовы на среднесрочную перспективу».

24r6141s

Модераторами дискуссии о трансформации межбюджетных отношений в России выступили заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов и председатель Комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации Сергей Рябухин. Открывая сессию, представитель Совфеда предложил к обсуждению темы стимулирования развития устойчивости бюджетно-финансовой системы субъектов РФ и инвентаризации полномочий по всем органам бюджетной системы.

«Моя позиция – заканчивать инвентаризацию нельзя, потому что это серьезный, фундаментальный задел, и надо закончить эту работу. Неплохо было бы вторым этапом провести инвентаризацию источников по всем четырем уровням бюджетных систем, и было бы совсем замечательно, если бы мы в бюджетном законодательстве ввели такую норму, как обязательный реестр, причем публичный – бюджетных обязательств по всем уровням, с расходами, с доходами. Это было бы правильно даже с точки зрения элементарной логики, прозрачности формирования межбюджетных отношений», – считает Сергей Рябухин. Кроме того, он напомнил участникам дискуссии о новом инструменте бюджетной политики – одиннадцати приоритетных направлениях проектного финансирования. «В составе есть и проекты, которые связаны с развитием экономического и налогового потенциала субъектов РФ», – напомнил модератор. По его мнению, необходимо найти механизмы, которые помогут связать с ним существующие программы.

Директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Лариса Ерошкина рассказала о предварительных итогах исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации за 2016 г.: «Общий объем доходов субъектов вырос на 6% – мы ожидали, что будет порядка 3% роста; налоговые и неналоговые доходы – плюс 8%, прогноз у нас был плюс 6%; 77 регионов с положительной динамикой исполнили бюджет, 8 – с отрицательной динамикой по собственным доходам». Кроме того, по данным ведомства, доходы исполнялись с темпами выше, чем расходы.

Аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк отметил, что, хотя совокупный объем долга субъектов перед Федерацией стабилизировался, тенденции к его снижению пока нет. «Суммарный консолидированный дефицит бюджетов субъектов РФ составил всего-навсего 57 млрд, при этом не надо забывать, что 58 субъектов Российской Федерации в этом консолидированном бюджете исполнили свои бюджеты с дефицитом на 1 января в размере 219 млрд рублей. 58 субъектов и 219 млрд рублей после проведения достаточно серьезных мероприятий говорят о достаточно тревожной ситуации с исполнением бюджетов», – подчеркнул он.

Наталия Голованова, старший научный сотрудник Центра межбюджетных отношений Научно-исследовательского финансового института, напомнила, что регионы не всегда могут сами устанавливать свои расходные обязательства: «Практически все расходы на здравоохранение, а это более 14% консолидированных расходов бюджетов регионов, у нас заданы программой госгарантий, – сказала она. – Снизить расходы на дорожное хозяйство регионы тоже не могут, потому что они должны потратить столько, сколько у них закреплено в прогнозе по доходам. Соответственно, еще около 8% расходов консолидированных бюджетов связано. Плюс еще 4% расходов – это делегированные полномочия за счет субвенций. То есть более четверти расходов субъекты РФ просто не могут снизить!».

Более подробная информация на сайтах источников:
http://gaidarforum.ru/news/temu-mezhbyudzhetnykh-otnosheniy-podnyali-na-gaydarovskom-forume/
http://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/temu-mezhbyudzhetnyh-otnoshenij-podnyali-na-gajdarovskom-forume