Почему Минфин стремится смягчить требования к регионам по размерам долга и дефицита?

Министерство финансов предложило смягчить требования регионам, которые просят кредиты из федерального бюджета для замещения рыночных долговых обязательств: сейчас такие регионы должны обещать, что к 1 января 2017 года их долг составит не более 50% доходов бюджета (без учета безвозмездных поступлений за 2016 г.), теперь же Минфин предлагает повысить эту планку до 70%. Требования к дефицитам региональных бюджетов также могут быть смягчены. Сейчас регион должен сохранить дефицит таким, каким он был утвержден на 2015 году; Минфин предлагает разрешить увеличивать его максимум на 10% тем регионам, у которых он был меньше. Чем вызвано стремление Минфина смягчить требования к регионам по части размера долга и бюджетного дефицита? Какое количество регионов нарушило требования по долгу и дефициту в 2014 году? Насколько сильно выросли совокупный долг и просроченная задолженность регионов с начала 2015 года? 

 

Проблема высокой задолженности субъектов РФ в настоящий момент стоит достаточно остро. Поскольку коммерческие кредиты являются наиболее дорогостоящими в обслуживании (на них приходится порядка 37,7% - данные «РИА Рейтинг»), замещение коммерческих кредитов бюджетными (выделяемыми из федеральной казны) может существенно облегчить жизнь регионам. Согласно данным Минфина России, с начала года совокупный долг субъектов Российской Федерации вырос на 1,5%, достигнув 2 120,9 млрд. руб.; в годовом же выражении (с 1 июля 2014 года по 1 июля 2015 года) рост составил 21,7%. Рост просроченной кредиторской задолженности составил 22% (23 млрд. руб.). С муниципальным долгом картина иная: за первую половину 2015 года совокупный муниципальный долг снизился на 1% и составил 310,2 млрд. руб. В целом за первое полугодие 2015 года долг вырос у 45 субъектов РФ, у остальных регионов он сократился либо остался на прежнем уровне. Наибольший рост задолженности наблюдается у Челябинской области (46%), Магаданской области (43,8%), Тюменской области (35,8%), Республики Хакасия (34%) и Республики Саха (28,1%). Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Крым, Тамбовская область, Республика Алтай и Ставропольский край оказались лидерами по сокращению долговой нагрузки на бюджет. По данным рейтингового агентства «РИА Рейтинг», среднее соотношение госдолга регионов на 1 июля 2015 года к объему собственных доходов за последние 12 месяцев составило 34% против 35,4% в начале 2015 года. Однако количество регионов, в которых объем государственного долга превышает объем собственных доходов, увеличилось за тот же период с 10 до 14. Таким образом, вероятность дефолта некоторых субъектов Российской Федерации достаточна высока. Поэтому смягчение условий получения бюджетных кредитов позволит, с одной стороны, большему количеству регионов обратиться за их получением, а с другой – повысит реалистичность выполнения этих условий. По данным Минфина России, за 2014 год 14 субъектов Российской Федерации, получивших бюджетные кредиты из федерального бюджета, нарушили требования к дефициту бюджета, а 22 субъекта – требования к сокращению государственного долга.

 Роман Афанасьев - старший научный сотрудник Центра межбюджетных отношений НИФИ Минфина России