С чем связано значительное увеличение профицита консолидированных бюджетов регионов в первом полугодии 2015 года?
По итогам первого полугодия 2015 года профицит консолидированных бюджетов регионов оказался в четыре с лишним раза больше, чем по итогам первого полугодия 2014 года - 353 млрд руб. (по состоянию на 01.07.2015) против 83 млрд руб. (по состоянию на 01.07.2014). Доходы по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличились на 11% до 4,4 трлн руб. Сильнее всего выросли поступления по налогу на прибыль - на 26% до 1,2 трлн руб. Расходы же выросли лишь на 4% - до 4,1 трлн руб.
С чем связано столь значительное увеличение профицита? Означает ли это, что прогноз Минфина по размерам дефицита консолидированных бюджетов регионов по итогам 2015 года (671 млрд руб. - такой объем дефицита заложен в проекте Основных направлений бюджетной политики на 2016-2018 гг.) является чересчур пессимистичным? Чем вызван весьма скромный рост расходов?
Увеличение профицита консолидированных бюджетов субъектов РФ отчасти связано с динамикой инфляции. Согласно данным Росстата, в июне индекс потребительских цен составил 0,2%, при этом накопленная с начала 2015 года потребительская инфляция достигла 8,5%, а годовая потребительская инфляция (июнь 2015 к июню 2014 года) - 16,7%. Другой фактор - девальвация рубля, следствием которой оказалось увеличение экспортных доходов.
Представители налоговых органов выделяют три фактора роста доходов по сравнению с 2014 годом. Во-первых, увеличение экспортной выручки и прибыли от внереализационной деятельности (доходы от штрафов, неустоек и безвозмездно полученных активов) из-за падения рубля. Во-вторых, рост дивидендных доходов компаний и уплаченных с них налогов. Наконец, в-третьих, рост поступлений от налогообложения соглашений о разделе продукции на месторождениях «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
Слабый рост расходов регионов связан с урезанием трат, которое происходит под влиянием кризиса. Нельзя при этом забывать о том, что за первое полугодие просроченная кредиторская задолженность субъектов РФ выросла на 22% до 23 млрд. руб. и к концу года этот показатель может вырасти.
Что касается оценки дефицита консолидированных бюджетов, данной Минфином, то ее сложно назвать пессимистичной. Причина - неравномерность внутригодового распределения расходов, значительная часть которых приходится на третий и четвертый квартал. Важно принимать во внимание тот факт, что профицит, достигнутый по итогам первого полугодия, на 29,5% обеспечен за счет профицита бюджета Москвы, составившего 172,7 млрд. руб. Во втором полугодии столичные власти могут пересмотреть собственный бюджет, посчитав целесообразным увеличение расходов.
Если говорить о федеральном бюджете, то по итогам первого полугодия он исполнен с дефицитом в 889,3 млрд. руб. Дефицит же консолидированного бюджета РФ, включающего в себя бюджеты федерации, регионов и муниципалитетов, в первом полугодии составил 536 млрд. руб.
Роман Афанасьев - старший научный сотрудник Центра межбюджетных отношений Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина России.