Имеет ли составление рейтинга субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных практический эффект?

Работа над рейтингом открытости региональных бюджетов, который составляется уже третий год подряд, оказывает практическое воздействие: под его влиянием многие субъекты РФ сделали свои данные более открытыми. Примером здесь может служить Московская область, которая в 2014 году на первом этапе составления рейтинга (всего их четыре) находилась ближе к концу списка, по итогам года прочно обосновалась в середине, а по итогам первого этапа 2015 года вошла в десятку лучших. Другая иллюстрация – Челябинская область, начинавшая прошлый год среди аутсайдеров, но сумевшая закончить его в статусе крепкого «середняка».

Повышению степени открытости способствует сама методика составления рейтинга, потому что в ней регионы находят ответы на вопросы, что и как делать, могут сравнить себя с другими и посмотреть примеры лучшей практики. Важный организационный момент, который работает на повышение открытости, - это согласование предварительных результатов рейтинга с финансовыми органами. Многие регионы в ходе согласования проводят колоссальную работу, размещая в открытом доступе дополнительные сведения для того, чтобы повысить свою оценку в рейтинге. На данном этапе мы приветствуем эту работу. Пусть сейчас регион представит информацию с некоторым опозданием, но потом он обязательно сделает это в срок.

О.И. Тимофеева – старший научный сотрудник Центра бюджетной политики НИФИ