С чем связана недостаточная эффективность расходов на здравоохранение в РФ?

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), по общим – государственным и частным – расходам на здравоохранение ($1474 на душу населения по паритету покупательской способности в 2012 году) Россия приблизилась к уровню новых государств ОЭСР – Польше ($1489), Венгрии ($1729) и Чили ($1606). Вместе с тем, наша страна существенно уступает им в ожидаемой продолжительности жизни: если в РФ она составляет 70,8 лет, то в Польше – 77 лет, в Венгрии – 75 лет, а в Чили – 80 лет. Это, в свою очередь, говорит о недостаточной эффективности расходов на здравоохранение в РФ. С чем связана их невысокая результативность?

Одна из главных причин недостаточной эффективности расходов – незавершенность процесса перехода от бюджетной к страховой модели финансирования системы здравоохранение, что негативно отражается на ее функционировании.
В странах со страховой моделью здравоохранения (например, во Франции), где бесплатную медицинскую помощь оказывают как государственные, так и частные организации, как правило, строго определен набор услуг, предоставляемых безвозмездно – это позволяет медицинским организациям четко очертить круг платных услуг. В российском же законодательстве перечислены лишь ее основные виды и формы, тогда как детализированный список бесплатных услуг и условий их оказания им не определен. В результате остается широкий простор для трактовок по поводу платности или бесплатности тех или иных видов помощи.
Другая проблема – отсутствие формализованного порядка предоставления бюджетных средств, идущих на финансирование капитальных расходов медицинских организаций. При определении их размера за основу берутся затраты предшествующего периода, что создает стимулы для неоправданного увеличения капитальных расходов. При этом правом на получение бюджетных средств не обладают частные организации, предоставляющие бесплатную медицинскую помощь.
Еще одна проблема – высокий уровень административного регулирования рынка бесплатных медицинских услуг. Формальными покупателями медицинской помощи являются территориальные фонды ОМС, однако они лишены ключевых полномочий страховых организаций – по распределению услуг между медицинскими организациями и установлению тарифов на оказание помощи. Эти функции возложены на комиссию по разработке территориальной программы ОМС, но ее ответственность за реализацию данной программы законодательно не определена. Одновременно с этим, страховые медицинские организации не несут ответственности за финансовый результат собственной деятельности: при превышении запланированного уровня расходов они в обязательном порядке дофинансируются за счет нормированного страхового запаса территориальных фондов ОМС.
К недостаткам можно отнести и наличие запрета на взимание платы из личных средств граждан за оказание медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой государственных гарантий. Это делает невозможным внедрение соплатежей (осуществляемых при обращении без назначения врача), позволяющих регулировать уровень потребления медицинских услуг. В результате медицинские организации лишаются дополнительного источника финансирования, а граждане – возможности получения качественных услуг по более низким, чем в частных клиниках, ценам. Этим и объясняется тот факт, что уровень прямых расходов из личных средств граждан (34,3% в 2012 году) в России значительно выше рекомендованного норматива ВОЗ (15-20%).

Владимир Омельяновский – д.м.н., руководитель Центра финансов здравоохранения ФГБУ "Научно-исследовательский финансовый институт" (НИФИ) Минфина России