Как налоговый маневр в нефтяной отрасли отражается на нефтегазовых доходах бюджета?

В ноябре 2014 года президентом был подписан Закон № 366-ФЗ, предусматривающий снижение ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты при одновременном увеличении базовой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

В исполнение документа предельная ставка вывозной таможенной пошлины на сырую нефть, составлявшая в 2014 году 59% (при условии, что цена на нефть превышает отметку в $25/баррель), с 2015 года была снижена до 42%; в 2016 году ее верхняя планка опустится до 36%, а в 2017-м – до 30%. Ставка НДПИ, составлявшая в 2014 году 493 руб. за тонну, в 2015-м была повышена с до 766 руб. за тонну; в 2016 году она поднимется до 857 руб. за тонну, а в 2017-м – до 919 руб. за тонну.
Помимо этого, в рамках налогового маневра к 2017 будут снижены ставки вывозной таможенной пошлины на автомобильный бензин (с 90% в 2014 году до 30% в 2017-м), нафту (с 90% до 55%), смазочные масла (с 66% до 30%), легкие дистилляты (с 65% до 30%) и нефтяной кокс (с 66% до 6,5%); одновременно с этим, будет повышена ставка вывозной таможенной пошлины на мазут, битумы и ряд других темных нефтепродуктов (с 90% до 100%).
Необходимость реализации налогового маневра была отчасти связана с подписанием договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который вступил в силу 1 января 2015 года. Этот документ, в частности, предполагает интеграцию рынков нефти и нефтепродуктов России, Белоруссии и Казахстана. Чтобы минимизировать потери бюджета от беспошлинных поставок сырья в страны ЕАЭС, правительство и пошло на сокращение вывозных таможенных пошлин и увеличение ставок по НДПИ.
По итогам 1 квартала 2015 года, доходы от НДПИ выросли на 8,6% (до 774,3 млрд. руб.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как поступления от вывозных таможенных пошлин сократились на 29,9% (до 791,2 млрд. руб.). При этом доходы по НДПИ на нефть выросли на 6,2% (до 638 млрд. руб.), поступления же от вывозных пошлин на нефть сократились на 38,5% (до 379,7 млрд. руб.), а от вывозных пошлин на нефтепродукты – на 25,0% - до 266,6 млрд руб.
Однако потери бюджета некорректно списывать только на налоговый маневр. На динамику поступлений от экспорта нефти также повлияла девальвация: если в I квартале 2014 года средневзвешенный курс рубля на межбанковском рынке составлял 35,0 рублей за доллар, то в I квартале года нынешнего он опустился до уровня в 62,7 рублей за доллар. Другой фактор – падение цен на нефть: если в I квартале 2014 года средняя цена нефти марки Urals составила $106,8 за баррель, то в первом квартале 2015 года – лишь $52,8 за баррель.
Еще один фактор – изменение объемов экспорта. По данным Федеральной таможенной службы, физический объем поставок нефти за рубеж в I квартале 2015 года увеличился на 12,7% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года – до 59,3 млн тонн. Однако стоимость российской нефти, поставленной на мировой рынок, сократилась на 43,5% до 22,7 млрд долл. Из-за девальвации рублевая выручка от экспорта  оказалась в I квартале 2015 года (1,42 трлн руб.) выше, чем в I квартале 2014 года (1,36 трлн руб.).
В целом же, главным следствием налогового маневра станет увеличение доли НДПИ в структуре нефтегазовых доходов бюджета.

Нефтегазовые доходы бюджета 1 квартал 2015 / 1 квартал 2014

НДПИ

НДПИ на нефть

Вывозные таможенные
пошлины

Вывозные таможенные
пошлины на нефть

Вывозные таможенные
пошлины на нефтепродукты

1 квартал 2014, млрд. руб.

713,2

600,9

1128,3

617,6

355,5

1 квартал 2015, млрд. руб.

774,3

638,0

791,2

379,7

266,6

Изменение, г/г, млрд. руб.

61,1

37,1

-337,0

-237,9

-88,9

Изменение, г/г, %

8,6%

6,2%

-29,9%

-38,5%

-25,0%

Источник: Федеральное казначейство

Владимир Назаров – к.э.н., директор ФГБУ "Научно-исследовательский финансовый институт" (НИФИ) Минфина России