WBnifi

ASPIRE: Атлас индикаторов социальной защиты. Российская версия

В Докладе об основных направлениях повышения эффективности бюджетных расходов в субъектах Российской Федерации, подготовленном Минфином России, отмечается, что одним из направлений такого повышения является проведение мониторинга работы субъектов Российской Федерации по совершенствованию организации социальной поддержки на основе современного инструментария и учет результатов мониторинга, например, при распределении федеральных дотаций субъектам Российской Федерации. Одним из таких инструментов станет русскоязычный Атлас индикаторов социальной защиты (ASPIRE).

Для получения объективных показателей и оценки резервов повышения эффективности необходимы сопоставления затрат и результатов системы социальной защиты по регионам страны и сопоставления сходных программ по странам. Такие сопоставления требуют единой методологии и критериев. Система ASPIRE, поддерживаемая Всемирным банком, содержит детальную методологию и показатели эффективности на уровне программ и систем соцзащиты по 120 странам (www.worldbank.org/aspire). Включение России в эту базу данных позволит найти адекватные примеры для сопоставлений российских и зарубежных программ, выявить конкретные целевые показатели эффективности, соответствующие российской специфике, и максимально автоматизировать мониторинг системы социальной защиты в России.

В 2016–2018 гг. на сайте Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) в сети Интернет будет размещена русскоязычная версия ASPIRE, в которую будут интегрированы данные обо всех мерах социальной поддержки населения России, предоставляемых как на федеральном, так и на региональном уровнях, финансируемых и администрируемых не только через органы управления социальной защитой населения, но и в сфере образования, здравоохранения, занятости, а также строительства ЖКХ.

Интеграция российских данных в международную БД ASPIRE позволит проводить сопоставимую оценку эффективности мер социальной поддержки в России и зарубежных странах. На приводимом графике показаны примеры таких показателей: общий объем расходов на социальную помощь, в том числе долю расходов на адресные программы, как показатель затрат, и охват бедного населения, уровень адресности и степень снижения дефицита доходов бедного населения как показатель результатов. Такие сопоставления (или бенчмаркинг) позволяют выявить особенности российской системы и пути повышения ее эффективности. Так при рассмотрении графиков видно, что Россия расходует достаточно большую долю ВВП на программы помощи, но доля адресных расходов мала, доля расходов попадающая беднейшим слоям населения невелика, и в результате снижение бедности неадекватно расходам на систему.

1

2

3

4

5

Адаптация международного ASPIRE для российских пользователей за счет русификации и включения данных по России в общую базу данных позволит расширить круг стран и программ для таких сопоставлений.

Включение в БД ASPIRE данных по региональным мерам соцподдержки, позволит проводить сопоставимую оценку эффективности мер социальной поддержки между субъектами Российской Федерации на основе данных, рассчитанных на основании репрезентативных обследований Росстата о доходах домашних хозяйств и участия населения в социальных программах. Российский ASPIRE будет первым в мире, в который будут включаться региональные бюджетные данные о предоставлении и финансировании мер социальной поддержки. Оригинальная методология для сбора, классификации и анализа этой информации разрабатывается Научно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ)

Оценка эффективности мер социальной поддержки (в том числе и сравнительная межрегиональная оценка) будет проводиться с помощью оценки доли расходов на меры соцподдержки с проверкой доходов в общем объеме расходов на соцпомощь; охвата населения мерами социальной поддержки; и влияния мер социальной поддержки на сокращение дефицита дохода и сокращение бедности. Такой анализ позволит поставить сравнение региональных политик в области социальной защиты населения на объективную основу.

Возможности ASPIRE и его отличия от других баз данных, существующих сегодня в России

1. Возможность проведения межрегиональных сравнений систем социальной поддержки по составу мер, уровню бюджетных расходов, эффективности, на основе данных, сформированных с использованием единой методологии
ASPIRE – это база показателей, дающих унифицированное представление обо всех реализуемых мерах социальной поддержки на основе единой для всех методологии, обеспечивающей сопоставимость показателей как в межстрановом сравнении, так и в межрегиональном.
В отличии от существующих сегодня в России баз данных, которые собирают данные по получателям мер социальной поддержки (кто и какие меры соцподдержки получает, в каком объеме) ASPIRE комбинирует данные из двух источников:
– бюджетной и иной ведомственной статистики о фактически произведенных расходах бюджета и численности получателей мер социальной поддержки, размере (среднем размере) произведенных выплат;
– микроданные, полученные из социологических опросов, охватывающих все население (данные Росстата по выборочному наблюдению доходов населения и участию в социальных программах).
Это позволяет погружать информацию о предоставляемых мерах соцподдержки в общий контекст данных по всему населению и видеть не только получателей средств социальной помощи, но и тех, кто остается «за боротом» такой поддержки. А также дает возможность оценить изменения в экономическом положении получателей мер (с мерами и без мер) и сравнить его с экономическим положением основной массы населения. Таким образом будет формироваться наглядная картина эффективности оказываемых мер соцподдержки, как с точки зрения охвата нуждающихся, так и с точки зрения сокращения имеющегося у них дефицита доходов, а также адресного и неадресного использования средств.
ASPIRE также позволит оценить бюджетные расходы на различные цели государственной политики, через анализ и оценку мер соцподдержки, входящих в различные классификационные группы.

2. Возможность проведения мониторинга изменений в сфере социальной поддержки населения
ASPIRE позволит пользователям в России проводить мониторинг изменений в сфере социальной поддержки населения. За счет того, что база данных будет обновляться ежегодно, можно отслеживать процессы, происходящие в сфере социальной поддержки населения, в динамике. Кроме того, ASPIRE обеспечит возможность проведения межрегионального бенчмаркинга этих изменений, в том числе при планировании мероприятий по оптимизации расходов региональных бюджетов и при проведении оценки эффективности их исполнения.

3. Обеспечение единой методологической платформы для анализа эффективности мер социальной поддержки в отдельных регионах, стандартизация и автоматизация анализа

Разработанный для пользователей базы данных ASPIRE стандартный методологический аппарат для анализа системы мер социальной защиты включает в себя полный инструментарий используемый в практике странового анализа, который может с успехом применяться и для проведения региональных исследований. Он включает в себя стандартный набор таблиц для анализа:

  • профиля бедности в субъекте Российской Федерации;
  • пересечений и дублирования мер социальной поддержки;
  • структуры бюджетных расходов на оказание соцподдержки; 
  • распределения получателей социальной помощи по доходным группам и объемов выплат получателям, относящимся к разным доходным группам;
  • охвата разных категорий получателей мерами социальной поддержки;

и т.д.

Использование стандартного инструментария и стандартных отчетов облегчает освоение возможностей базы данных новыми пользователями. Этому будет способствовать специальный пользовательский интерфейс для региональных и федеральных пользователей.

Информация о мерах социальной поддержки выплатного характера и льготам, предоставляемым населению из регионального бюджета, в том числе на условиях софинансирования из федерального бюджета

Алтайский край
Архангельская область
Астраханская область
Волгоградская область
Воронежская область
Мурманская область
Пензенская область
Республика Башкортостан
Республика Кабардино-Балкария
Республика Северная Осетия - Алания
Самарская область
Саратовская область
Тульская область
Хабаровский край
ХМАО
Челябинская область
Чувашия
Чукотский АО
Ямало-Ненецкий АО
Ярославская область

Ключевые индикаторы Атласа индикаторов социальной защиты (ASPIRE) по регионам России (по данным наблюдения Росстата)

Таблица 1 Основные показатели эффективности мер социальной поддерржки (МСП) по регионам РФ
Таблица 2 Охват населения всеми МСП и МСП с проверкой доходов по доходным группам по регионам РФ
Таблица 3 Адекватность мер социальной поддержки по сравнению с доходом получателей по доходным группам по регионам РФ
Таблица 4 Распеределение суммы выплат (МСП) по доходным группам по регионам РФ
Таблица 5 Показатели эффективности всех выплат (МСП) и выплат с проверкой доходов по регионам РФ