Как быстро может быть осуществлен переход на безналичную оплату в разных сферах? На какие «подводные камни» стоит обратить внимание при обсуждении инициативы ограничения в России наличного расчета?

Пресс-секретарь президента России Владимир Путина Дмитрий Песков назвал «заслуживающим внимания» предложение Минэкономразвития об ограничении в стране наличного расчета. По его словам, отказ от оплаты наличными в пользу карт планируется, однако темп реализации этого зависит от российских реалий. По данным газеты «Ведомости», среди них запрет на выдачу зарплаты наличными, ограничения оплаты наличными крупных покупок, а также муниципальный налог с дифференциацией по типу платежа. Как быстро может быть осуществлен переход на безналичную оплату в разных сферах? На какие «подводные камни» стоит обратить внимание при обсуждении инициативы?

Одной из главных рекомендаций следует признать возможность и необходимость введения в России предельных сумм расчетов наличными денежными средствами как между индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, так и между физическими лицами. Эта необходимость, как показало проведенное НИФИ научное исследование, вызвана особенностями экономического развития страны и уровнем использования наличных денежных средств в российской экономике.

Текущая экономическая и политическая ситуация в последнее время не способствовала расширению безналичных платежей в России: введение санкций против России, ответные меры и напряженная ситуация вокруг деятельности в стране международных платежных систем послужили негативными факторами для динамичного развития. Хотя, как ожидается в ближайшей перспективе ситуация с распространением безналичных платежей в России улучшиться в связи с большими преимуществами, которыми они обладают. В случае же активных действий правительства, направленных на стимулирование безналичных платежей и применение закона об ограничении наличных платежей прогресс должен быть ощутимым. Выгоды государства от распространения безналичных платежей признаны во всем мире и наибольшее признание получила их способность сокращать объёмы и влияние теневой экономики, а также размеры уклонения от уплаты налогов.

Увеличение числа банковских операций и использование электронных платежных систем обеспечивает большую прозрачность сделок и осложняет участие в теневой экономике. Существует сильная отрицательная корреляция между распространенностью электронных платежей и долей теневой экономики в государстве. Страны, где использование электронных платежей широко распространено, такие как Великобритания и страны Северной Европы, имеют меньшую долю теневой экономики, чем те, где использование электронных платежей минимально, в таких как Болгария, Румыния и Греция.

Доказано, что увеличение электронных платежей в среднем на 10% ежегодно в течение не менее четырех лет подряд может уменьшить размер теневой экономики на величину до 5%. Удобство электронных платежей может привести к определенным изменениям в поведении, особенно среди тех, кто являлись «бессознательными участниками» в теневой экономике, то есть тех, кто не получал выгод от занижения сведений от продаж. Среди рекомендаций может также быть предложено внедрение в России лучших зарубежных практик в части механизмов регулирования и контроля за ограничениями наличных расчетов.

Например, в большинстве стран основным органом, осуществляющим контроль за выполнением установленных ограничений является налоговая служба, хотя в ряде стран эту функцию дополняют и другие органы. Например, в Италии -- Министерство экономики и финансов и Министерство экономического развития, плюс Специальное подразделение валютной полиции в рамках Финансовой полиции.

Таким образом, введение предельных сумм расчетов наличными денежными средствами между физическими лицами, в России следует признать вполне своевременным и соответствующим общим тенденциям мирового развития. А в сфере механизма правового регулирования и контроля за ограничениями по расчетам наличными денежными средствами, а также наличия и размера административных санкций за нарушение установленного порядка расчетов предлагается использовать лучший зарубежный опыт с учетом российских особенностей.

Кристина Швандар - руководитель Центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов Научно-исследовательского финансового института (НИФИ)