Выгоден ли для граждан переход на оказание медуслуг через частные компании включительно? На какие виды медицинской помощи стоит обратить внимание, когда речь идет об оказании платных услуг? Как в будущем может быть изменен принцип работы ОМС?

По данным Минздрава, большинство населения положительно оценивает работу государственной системы здравоохранения — наивысшие оценки при этом получила скорая и неотложная помощь. В то же время, по результатам исследования Фонда общественного мнения (ФОМ), медуслугами в стране недовольны 60% населения. В связи с этим все чаще на разных уровнях власти обсуждают реформу здравоохранения, говоря о принципе государственно-частного партнерства. Выгоден ли для граждан переход на оказание медуслуг через частные компании включительно? На какие виды медицинской помощи стоит обратить внимание, когда речь идет об оказании платных услуг? Как в будущем может быть изменен принцип работы ОМС?

По данным Минздрава в 2015 году при реализации базовой программы ОМС приняло участие 1 948 медицинских организаций негосударственных форм собственности, что составляет около 22 % всех медицинских организаций, оказывающих услуги в рамках ОМС. Следует учитывать, что в стоимостном выражении доля частников в ОМС существенно ниже данного уровня (например, за 3 квартала 2014 г. доля частных организаций в стоимостном выражении составила около 4 % средств ОМС), однако бесспорно, что их число и активность в государственном сегменте здравоохранения из года в год увеличивается.

Привлечение частных клиник способствует развитию конкуренции между медицинскими организациями, что приводит к увеличению доступности и качества медицинской помощи. Кроме того, частная медицинская организация может оказаться эффективнее по сравнению с государственной в силу наличия более сильных финансовых стимулов.

Формально частные медицинские организации имеют право принимать участие в реализации программы ОМС наравне с государственными учреждениями здравоохранения на тех же условиях: порядок участия организаций в ОМС является уведомительным, а тариф на оплату медицинской помощи – единым и не зависит от формы собственности медицинской организации. Однако в тариф ОМС не включена инвестиционная составляющая: расходы на приобретение оборудования и аренду помещения оплачивает собственник. В результате, частные организации оказываются в заведомо неравных условиях, что создает ограничения для их участия в государственном здравоохранении. Другой проблемой является дефицит тарифа ОМС по большинству услуг даже с точки зрения текущих расходов.

Тем не менее, тарифы ОМС на ряд услуг являются профицитными и, следовательно, привлекательными, для частных медицинских организаций. К таким услугам можно отнести гемодиализ, экстракорпоральное оплодотворение, позитронно-эмиссионная томография и компьютерная томография, а также ряд некоторых других.

Имеются свидетельства, что после начала активного привлечения частных организаций к оказанию данных услуг их доступность и качество в системе ОМС существенно увеличились, что может быть признано позитивными эффектами от развития конкуренции. Но для того, чтобы появилась возможность использовать данные преимущества для более широкого перечня услуг, необходимо устранить барьеры, препятствующие активному привлечению частника в здравоохранении: включить капитальные расходы в тариф ОМС и устранить дефицит тарифа на текущие расходы.

Николай Авксентьев – советник директора Научно-исследовательского финансового института (НИФИ)