Стоит ли на сегодняшний день считать рыночную конъюнктуру единственным критерием при приватизации активов государства? Может ли приватизация ряда госкомпаний привести к положительным результатам в области их операционной деятельности?

У приватизации государственных активов есть две основные цели: пополнение бюджета и повышение эффективности приватизируемых компаний. Специфика России в том, что на стоимость компаний и доходы государственного бюджета зачастую действуют одни и те же внешние факторы. Часто получается так, что во время снижения доходов бюджета, стоимость государственных активов тоже не высока.

В текущих условиях альтернативой приватизации могло быть стать долговое финансирование бюджетного дефицита, но высокая стоимость заимствований может принести бюджету больше финансовых потерь, чем продажа государственных активов не по самой выгодной цене. Повышение же эффективности деятельности компаний в результате приватизации будет зависеть от размера доли в акционерном капитале, которую получат частные собственники и, соответственно, от их возможности влиять на принятие решений. Однако, даже реализация миноритарных пакетов акций позволит повысить прозрачность деятельности госкомпаний, а кроме того она станет первым шагом на пути дальнейшего снижения участия в них государства.

Иван Никонов - младший научный сотрудник Центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов Научно-исследовательского финансового института (НИФИ)